Школы подводят наших детей.
Решение — в художественном образовании.

Майкл Крейг-Мартин
Почему творчество – это не просто хобби, а ключ к навыкам XXI века?


Искусство и творчество часто воспринимаются как необязательные, легкие или даже несерьезные элементы образования. Но так ли это? Художник и педагог Майкл Крэйг-Мартин убежден, что за пределами таких стереотипов скрывается мощный инструмент развития человека. В своей статье для журнала RA Magazine он подробно объясняет, почему художественное образование должно занимать центральное место в системе обучения.

Если вам интересно узнать больше о том, почему творчество – это не просто навык, а способ мышления и осознанной жизни, читайте перевод его статьи. Это взгляд профессионала, который всю свою жизнь посвятил искусству и воспитанию нового поколения мыслителей.
«Я считаю, что принципы, лежащие в основе художественного образования, зачастую неправильно понимаются, и само художественное образование является неиспользованным ресурсом для образовательных программ.

Художественное образование кардинально меняет взаимоотношения между учеником и предметом. В обычных академических дисциплинах — философии, истории, естественных и социальных науках — предмет существует сам по себе. Предмету безразлично, изучают его или нет, и он не меняется под влиянием изучения, за исключением работы на самом высоком уровне. Ученик вынужден подходить к предмету смиренно, начиная с общепризнанных основ и постепенно выстраивая все более сложную сеть понимания.

С того момента, как человек начинает создавать искусство, он уже оказывается «на глубине»
Художественное образование основывается на том, что лучше всего изучать искусство через непосредственный опыт его создания, а не академическим путем.

Искусство вообще не является предметом в академическом смысле. С того момента, как человек начинает создавать искусство, он уже оказывается «на глубине». Хотя в разные периоды истории предлагались иерархически структурированные учебные программы для искусства, на самом деле не существует очевидных или общепринятых основ.
Художественное образование основывается на том, что лучше всего изучать искусство через непосредственный опыт его создания, а не академическим путем.

Искусство вообще не является предметом в академическом смысле. С того момента, как человек начинает создавать искусство, он уже оказывается «на глубине». Хотя в разные периоды истории предлагались иерархически структурированные учебные программы для искусства, на самом деле не существует очевидных или общепринятых основ.

Самое распространенное заблуждение о художественном образовании, даже сегодня, связано с ролью рисунка с натуры. Несмотря на то что вполне разумно стремиться к изображению человеческой фигуры, это всего лишь изучение навыка, который сам по себе не приведет к лучшему пониманию искусства или того, как его создавать. Искусство использует навыки, но само навыком не является.

Поскольку академическое образование абсолютно доминирует, а у большинства людей личный опыт обучения ограничивается лишь академическим подходом, считается, что именно оно является настоящим образованием. С этой точки зрения художественное образование воспринимается как нечто второстепенное, необязательное, «легкое» и несерьезное. Именно поэтому его часто отодвигают на периферию образовательных программ или, как это часто происходит сегодня, полностью исключают из учебных планов.

На самом деле художественное образование коренным образом отличается от обычного академического образования, и именно это критическое различие делает его таким полезным и важным. Оно представляет собой настоящую альтернативу.

В искусстве понимание не выстраивается линейно, от простого к сложному. Искусство раскрывается в тот момент, когда студент берет на себя ответственность за то, что он делает.
В искусстве понимание не выстраивается линейно, от простого к сложному. Искусство раскрывается в тот момент, когда студент берет на себя ответственность за то, что он делает. Создание искусства требует личной честности, эмоциональной уязвимости, преданности и страсти. Понимание приходит через личный опыт.

В художественном образовании главную роль играет личность, которая сама взаимодействует с предметом и наполняет его смыслом. Искусство, вместо того чтобы оставаться безразличным, отвечает на это.

Очевидно, что это требует от ученика развития определенных качеств: самодисциплины, критического наблюдения, готовности брать на себя ответственность, креативности, способности реагировать и адаптироваться к изменениям.
В художественном образовании главную роль играет личность, которая сама взаимодействует с предметом и наполняет его смыслом.
Практически каждый педагог в мире сегодня согласится с тем, что перечисленные качества должны быть конечной целью любого образования для молодежи, сталкивающейся с вызовами современного мира.

Я верю, что художественное образование по своей природе развивает эти качества так, как академическое образование не может.
Неважно, станут ли те, кто изучает искусство таким образом, художниками; их образование позитивно повлияет на всю их жизнь, независимо от того, какой путь они выберут»
Майкл Крэйг-Мартин — британский художник и преподаватель, член Королевской академии искусств. Он считается одним из наиболее влиятельных фигур современного искусства своего поколения. Его работы исследуют отношения между повседневными объектами и их изображением, играя с восприятием формы, цвета и контекста.

Его педагогическая деятельность и творчество оказали огромное влияние на британское искусство второй половины XX века.

Майкл Крэйг-Мартин стал не только вдохновляющим учителем, но и новатором, который переосмыслил роль искусства в обществе и образовательных системах.

Среди его учеников — такие известные художники, как Дэмиен Херст, Сара Лукас, Трейси Эмин и Гэвин Терк. Многие из них признавались, что Крэйг-Мартин оказал на них огромное влияние, не только обучая искусству, но и помогая развить самостоятельное мышление

Крэйг-Мартин акцентировал внимание на процессе создания, задавал вопросы, которые побуждали студентов задумываться о смысле их работ и делать осознанный выбор. Этот подход был основан на убеждении, что искусство — это не только результат, но и размышления, исследования, решения и сомнения, которые ведут к этому результату.

«Искусство учит нас видеть, размышлять и выбирать. В каждом решении — от того, как положить линию, до выбора тематики работы — есть что-то большее, чем просто действие. Это способ мышления».

Автор Анастасия Андреева педагог по креативному и критическому мышлению онлайн-школы «Дизайн-Арт Азбука», автор образовательных программ

Скачайте бесплатный урок по критическому мышлению в искусстве
для детей

Другие статьи

Made on
Tilda