Марк Ротко — Как учить детей искусству. 5 уроков художника

Марк Ротко — Как учить детей искусству. 5 уроков художника

Если вы когда-нибудь видели картины художника Марка Ротко — большие холсты, заполненные цветовыми полями, то наверняка думали: «Это мог бы сделать и ребенок». Знайте, вы высказали комплимент художнику.

Марк Ротко восхищался детским творчеством, высоко оценивая свежесть, аутентичность и эмоциональную наполненность детских работ. Он хорошо разбирался в детском творчестве, так как более 20 лет (с 28 до 49 лет) работал учителем рисования в Бруклинском еврейском центре в Нью-Йорке.

Марк Ротко

Для своих учеников — детей от 5 до 14 лет, Ротко не был авангардным новатором или яркой звездой искусства, для них он был хорошим другом — «Ротки».
«Самый дружелюбный, самый милый, самый теплый член всей школы», — вспоминал его бывший ученик.

Ротко был идейным лидером в области детского художественного образования.
Он опубликовал эссе на эту тему — «Новое обучение будущих художников и любителей искусства» в 1934 году, планируя написать на его основе книгу. Хотя Ротко так и не завершил проект, он оставил после себя 49 листов заметок, известных как «Книга каракулей», в которых подробно описывается его прогрессивная педагогика.
Из этой «книги» мы извлекли 5 уроков, которые Ротко хотел, чтобы все учителя (не только рисования, и не только учителя, а также родители) знали. ⤵️

Урок 1️⃣

Покажите детям, что искусство — это универсальная форма выражения, столь же элементарная, как речь или пение

Марк Ротко

Ротко учил, что заниматься искусством может каждый — даже тот, у кого нет врожденного таланта или профессиональной подготовки. По словам художника, искусство является неотъемлемой частью человеческого опыта. И точно так же, как дети могут быстро сочинять истории или песни, они могут легко превратить свои наблюдения и фантазии в искусство. Точно так же, по его мнению, лишение ребенка доступа к творчеству может быть столь же вредным, как и ограничение его способности к изучению языка.

Для Ротко искусство было связано с выражением — преобразованием эмоций в визуальные переживания, понятные каждому. И дети делают это естественно.

«У этих детей есть идеи, часто прекрасные, и они выражают их ярко и красиво, так что они заставляют нас чувствовать то же, что и они», — пишет Ротко. «Следовательно, их усилия по своей сути являются произведениями искусства».

Урок 2️⃣

Остерегайтесь подавлять творческие способности ребенка академической подготовкой

По мнению Ротко, детский способ выражения очень хрупок. Когда учителя рисования настаивают на строгих параметрах, подчеркивают важность технического совершенства, то естественное для ребёнка выражение себя в творчестве превращается в соответствие.

Чтобы защитить творческую свободу своих учеников, Ротко следовал простому методу обучения. Когда дети входили в его художественную комнату, все их рабочие материалы от кистей до глины уже были готовы, чтобы их можно было выбрать и использовать в творениях произвольной формы. Никаких заданий и не нужно.

«Не замечая никаких трудностей, они прорубают себе дорогу и преодолевают препятствия, от которых взрослый человек может поседеть, и вуаля!» описывает Ротко. «Вскоре их идеи становятся видимыми в явно разумной форме».
Благодаря этой гибкости его ученики разработали свои собственные уникальные художественные стили, от ориентированных на детали до исключительно на выражение, экспрессию.

Для Ротко умение переводить свой внутренний мир в искусство было гораздо ценнее, чем владение академическими приемами.
«Нет такой вещи, как хорошая картина о не о чем», — написал он однажды.

Марк Ротко
Марк Ротко
Марк Ротко

Урок 3️⃣

Знакомьте с историей искусства с помощью современного искусства, а не старых мастеров

Марк Ротко

Когда вы знакомите детей с историей искусства, с чего вы начинаете? 
Для Ротко ответ был ясен: модернизм.

С искусством 20-го века дети могут учиться на произведениях, похожих на их собственные, будь то картины Анри Матисса, Василия Кандинского или Пабло Пикассо. Эти знаковые художники искали чистые, личные формы визуального выражения, свободные от технических стандартов прошлого.

«Современное искусство не было затемнено стилем и традициями, как искусство старых мастеров», — объясняет Ротко. «Поэтому для нас особенно полезно… служить переводчиком, чтобы установить отношения между ребенком и потоком искусства».

Несмотря на то, что знакомство с современным искусством может помочь повысить уверенность и творческий потенциал детей, оно не должно мешать развитию уникального стиля.
Ротко отговаривал своих учеников подражать музейным работам, а также его собственной живописной практике.

«Очень часто работа детей — это просто примитивное воплощение творческих целей учителя-художника», — предупреждает он. «Поэтому оно имеет вид детского искусства, но теряет основной творческий выход для самого ребенка».

Урок 4️⃣

Организуйте выставки работ детей, чтобы повысить их уверенность в себе

«Я никогда не был силен в искусстве, — вспоминал бывший ученик Ротко Джеральд Филлипс. Но он… заставил нас почувствовать, что мы действительно производим что-то важное, что-то хорошее».

Марк Ротко

Для Ротко главная обязанность учителя рисования заключалась в том, чтобы вдохновить детей на уверенность в себе.
Для этого он организовывал публичные выставки работ своих учеников по всему Нью-Йорку, в том числе показ 150 работ в Бруклинском музее в 1934 году. Работы своих учеников он выставлял рядом со своими.

Эти выставки дали ученикам Ротко новый интерес к своей работе, а также рассказали публике о потенциале детского искусства.

«Знаменательно, — пишет Ротко, — что десятки художников посмотрели эту выставку [студенческих работ в Бруклинском музее] и были поражены и взволнованы ею».

Ротко хотел, чтобы критики увидели, что для успеха изобразительному искусству требуется именно эмоциональная напряженность, свойственная детским работам.

Урок 5️⃣ 

Работайте над воспитанием творческих мыслителей, а не профессиональных художников

Помимо развития творческих инстинктов учащихся, великие учителя рисования могут помочь ученикам стать более самосознательными, чуткими, эмпатичными и склонными к сотрудничеству — и это в конечном итоге порождает лучших граждан, считает Ротко.
В Бруклинском еврейском центре его мало заботило, будут ли его ученики делать карьеру в искусстве. Вместо этого Ротко сосредоточился на том, чтобы привить своим ученикам глубокое понимание художественного самовыражения.

Марк Ротко

«Большинство этих детей, вероятно, потеряют свое воображение и живость по мере взросления», — писал Ротко. «Но некоторые не будут. И есть надежда, что в их случае восьмилетний опыт [в моем классе] не будет забыт, и они продолжат находить в себе ту же красоту.

Что касается других, то есть надежда, что их опыт поможет им возродить свои ранние художественные удовольствия в творчестве других».

Марк Ротко

В свою очередь, собственное творчество Ротко было возрождено беззастенчивой экспрессивностью его учеников. Когда художник начал преподавать, его работы были еще несколько фигуративными, с изображением уличных сцен, пейзажей, портретов и интерьеров свободной кистью.

После многолетнего опыта преподавания его стиль превратился в полную абстракцию, приняв форму ярких, наполненных цветом полотен, которые, как он надеялся, интуитивно найдут отклик как у взрослых, так и у детей.

🔎 Наши статьи по теме Креативное мышление

1️⃣ Как понимать современное искусство

2️⃣ Как творчество помогает в развитии ребенка

3️⃣ Как говорить с ребенком о его рисунках

4️⃣ 7 элементов искусства и почему их важно знать

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Выберите курсы