Как понимать современное искусство

Как понимать современное искусство

Для начала давайте уточним о каком искусстве пойдёт речь. Мы будем говорить о произведениях визуального искусства, которые создают зрительные образы и не нуждаются в «аудиальности», то есть в восприятии органами слуха.

К визуальному искусству относятся дизайн и архитектура, а также изобразительное искусство, которое включает в себя графику, живопись, скульптуру и фотографию.

К аудиальным видам искусства относятся те произведения, которые могут восприниматься на слух: музыка и литература. Есть также смежные — синтетические виды искусств, которые соединяют визуальные и аудиальные образы, например, кинематограф, театр, перформанс, видео и медиа-арт.

В 21 веке визуальное искусство является самым стремительно развивающимся направлением. Мы в большей степени воспринимаем информацию визуально: новости в социальных сетях и телеграм-каналах, интернет, реклама, телевидение и прочие СМИ, упаковка продуктов.

Мы выражаем свои идеи, предпочтения, намерения с помощью разных визуальных символов: цвет одежды или стен в доме, форма и текстура аксессуаров, эмодзи в сообщениях. А также оцениваем внешний вид других людей, делая выводы по визуальным впечатлениям.

Можно с уверенностью сказать, что визуальное искусство является важнейшей формой коммуникации.

Как понимать современное искусство - 1

7 ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА ИСКУССТВА

Для передачи информации необходим язык, т.е. тот набор символов, с помощью которого происходит коммуникация. Вербальный язык состоит из букв, слов, предложений; невербальный – из жестов, мимики, положения тела; математический язык использует числа, буквы, знаки арифметических действий; музыкальный язык – звуки, мелодию, ритм, фактуру.

ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Язык визуального искусства основан на своей «азбуке» — это элементы и ​​принципы, с помощью которых художник создает произведение и выражает свою идею.

Визуальный язык состоит из 7 основных элементов: линия, форма, цвет, текстура, объем, тон, пространство; и из 7 принципов: баланс, контраст, акцент, ритм, пропорция, движение, единство.

Эти элементы и принципы — основа для понимания и владения визуальным языком и визуальным искусством соответственно.

Как понимать современное искусство - 2

7 элементов языка искусства встречаются в графике, живописи, скульптуре, дизайне и архитектуре, они часто пересекаются и дополняют друг друга.

Иногда намеренное отсутствие некоторых из них является отличительной чертой художественного стиля и ключом к пониманию смысла художественного произведения.

Давайте рассмотрим каждый из этих элементов подробнее:

ЛИНИЯ

«Линия — это точка, которая пошла погулять», — простое и поэтическое определение линии дал художник и теоретик искусства Пауль Клее.

Мы рисуем много линий, даже если о них и не думаем. Наша подпись, почерк, каракули, — всё это линии.
Линия — это след, который оставляет за собой карандаш, кисть, уголь или любой другой инструмент. Она — основной элемент многих видов искусств.
Линии существуют не только на плоскости холста и бумаги, но и в скульптуре, дизайне, архитектуре, инсталляции, фотографии и лэнд-арте.

Линия выполняет разные функции в создании произведений искусства: может изображать предметы или расстояния, быть самостоятельным героем картины, как в абстрактном искусстве, или вовсе быть невидимой, но воображаемой.

ФОРМА

Форма — это замкнутая линия, которая создает границы, а то, что заключено в границы — это форма.

Границы могут быть сделаны не только линией, но и цветом, текстурой, тоном. Также как многообразен мир линий, также многообразен мир форм.

Формы можно поделить на геометрические (точные формы с названиями, их также называют фигурами) и органические (природные, биоморфные).
Формы имеют 2 измерения — высоту и ширину.

С формами мы знакомимся с самого детства: все знают что такое квадрат, круг, треугольник. А вот как передать с их помощью смысл бытия, если ты не Казимир Малевич? Сложный вопрос…

Знание о линии, цвете, текстуре помогает нам создавать форму, а форма, в свою очередь, помогает создавать объем и пространство.

ЦВЕТ

Цвет не только одна из важнейших характеристик окружающего нас мира, но и основа живописи.

Цвет исходит от света. Цвет — это явление настолько удивительное и важное, что существует целая наука — цветоведение, которая занимает умы не только художников, но и ученых. Ни один другой вид искусства так не самостоятелен как цвет.

Цвета можно поделить на хроматические (цветные) и ахроматические (нецветные: белый, черный, серый). У цвета есть важные характеристики: цветовой тон, насыщенность и светлота. Эти характеристики являются творческим полем художника, а также инструментом коррекции фотографий и создании новых фильтров для Инстаграма.

Но цвет не может существовать на картине или фотографии без своего брата — тона.

ТОН

Если говорить совсем просто, то тон — это свет или тьма цвета, он определяет насколько цвет темный или светлый, то есть диапазон яркости и темноты.

Каждый цвет может «породить» огромное количество тонов, всё зависит от конкретного цвета. Считается, что тон — один из главных составляющих выразительности картины. Не поняв, что такое тон — не понять, что такое цвет.

В черно-белых фотографиях и фильмах именно тон играет значительную роль. Тон создает контраст света и тьмы, иллюзию объема, глубины или расстояния, ритм, передает драматическую или спокойную атмосферу.

ТЕКСТУРА

Текстура — это качество поверхности, которая ощущается кожей, а не глазами.

Текстуры создают дополнительное визуальное качество элементов. Как понять, что это за коричневая овальная форма: картошка или киви? Нам поможет текстура. Текстура привносит элемент тактильности, обогащает произведение.

Текстура обычно описывается такими прилагательными, как грубый или полированный, твердый или мягкий, твердый или пушистый, грубый или тонкий, холодный или теплый и тд.
Когда мы исследуем искусство, зрение и осязание взаимодействуют.

ОБЪЕМ

Объем — это форма, но уже в 3 измерениях — с высотой, шириной и глубиной.

Художники изображают предмет, соединяя виды
с разных сторон, тогда предмет становится объемным. Квадрат превращается в куб, треугольник в конус или пирамиду, а круг в шар.
С помощью объема мы можем видеть
и воспринимать предмет со всех сторон.

В скульптуре и архитектуре объем реален, мы можем увидеть и потрогать все стороны,
а в живописи и графике художники создают его иллюзию. Объём был самым важным элементом
в живописи, пока не появилось современное искусство, и цвет стал его соперником.
Как и формы, объемы могут быть органическими или геометрическими.

ПРОСТРАНСТВО

Пространство — это размещение вышеперечисленных элементов в пределах холста или скульптуры или архитектурного здания.

На картинах пространство — это иллюзия,
а в скульптурах, лэнд-арте реальный элемент.

Чтобы создать иллюзию пространства, художники используют перспективу — изображение форм и объемов в определённом масштабе и пропорциях. Понятия о переднем, среднем и заднем планах – это также часть изображения пространства. Пространство может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное пространство — это область, занимаемая объектом или формой, а отрицательное пространство — это область, которая проходит между объектами, сквозь них, вокруг них или внутри них.

Но пространство — это не только «поле на переднем плане и сзади горы, а сбоку человек
и дерево».

Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт говорил: «Пространство — это дыхание искусства».
Пространство – это то, что собирает элементы: линию, цвет, формы, тон, в единую композицию.

КАК МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ЭЛЕМЕНТЫ ИСКУССТВА

Когда мы анализируем любое произведение искусства, мы исследуем все описанные выше элементы, чтобы увидеть, как они объединяются, чтобы выразить смысл художественного произведения. Мы редко интерпретируем эти элементы по отдельности, за исключением случаев, когда мы сознательно решаем сосредоточиться на каждом из них или в случае, если художник стремится выделить один элемент, чтобы достичь определенного эффекта.

Например, в абстрактном искусстве мы часто можем встретить именно выделение одного или нескольких элементов и абстрагирование от других. Американский художник Марк Ротко абстрагируется от линий, объемов, фигур, чтобы подчеркнуть воздействие цвета. Нидерландский художник Пит Мондриан отказывается от цвета, тона и объема, чтобы выделить пространство, образуемое линиями. Американский художник Александр Колдер акцентируется на сочетании причудливых форм в скульптуре, а не объёмов – что всегда было традиционно для скульптуры.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Знание основ визуального языка – это ключ к пониманию не только современного, но и классического искусства. Понимая этот язык, мы приобретаем визуальную грамотность, которая помогает ориентироваться в окружающем нас визуальном мире.

Визуальная грамотность – это способность воспринимать, интерпретировать, анализировать, общаться и извлекать смысл из информации, представленной в виде изображения то есть из зрительной реальности.

Эта способность является не менее важными критериями эффективного функционирования человека, чем умение читать и писать, поэтому сейчас визуальная грамотность преподается во многих школах.

Наш курс «Арт-Азбука» основан на изучении визуального языка в разных его проявлениях: изобразительное искусство, дизайн и архитектура. Мы учим понимать и говорить на этом языке детей и их родителей.

Наши статьи по теме 🔎

1️⃣ Линия в искусстве

2️⃣ 7 элементов искусства и почему их важно знать

3️⃣ Работы современных художников — линия как элемент искусства

4️⃣ Как понимать дизайн и окружающие предметы

YouTube player
YouTube player
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Выберите курсы